Остановись, мгновение!Иркутское фотографическое общество отмечает юбилейОт
летописи к светописи, от стремления документально запечатлеть
современность – к изобразительному искусству. Такой путь прошла
фотография Приангарья. В пятницу в галерее Иркутского областного
художественного музея им. В.П. Сукачева праздновали 100-летие
Иркутского фотографического общества. В этот день здесь сразу в двух
залах открылась выставка, в которой приняли участие 48 авторов,
представив более 150 работ. Кроме того, состоялась презентация
уникальной книги по истории фотографии «Иркутская земля: яркий почерк
светописцев, фотообразы времени» члена союза журналистов, старшего
преподавателя кафедры телевидения, радиовещания и истории журналистики
Иркутского госуниверситета Рудольфа Берестенева.
![](http://ramina.ru/esmi3/img/og/vypusk___004_%28429%29_ot_19_01_2009/4-1-1-0.jpg)
К юбилею Иркутского
фотографического общества (ИФО) готовились почти год, однако ажиотажа,
который вызвало это мероприятие, никто не ожидал. Вместо ожидаемых 100
человек в день открытия выставки пришло около 300 фотографов и
любителей этого вида искусства. «Хвост» очереди в гардероб заканчивался
на улице, и, в конце концов, верхнюю одежду уже просто некуда было
вешать. Большой наплыв посетителей – не редкость в художественном
музее, однако, как правило, аншлаг вызывают выставки столичных
государственных коллекций.
Иркутское торжество
совпало еще с двумя круглыми датами. Как раз в эти дни в мире отмечали
170-летие появления фотографии, а в России – 90 лет со дня основания
Института фотографии и кинематографии.
– Фотография сегодня
вышла совсем на иной уровень, – отметила директор художественного музея
Елена Зубрий. – Теперь это признанный вид искусства, и такие серьезные
музеи, как Третьяковская галерея, начали комплектовать фонд фотографии.
В нашем музее тоже есть снимки Бориса Дмитриева, а также авторов из
Москвы, Петербурга и Поволжья. Однако выставку Иркутского
фотографического общества мы принимаем в наших залах в первый раз, но
надеюсь, что не в последний.
Работы,
представленные в залах художественного музея, без натяжки можно назвать
произведениями изобразительного искусства. Это не просто
профессионально сделанные снимки, а попытка переосмыслить реальность,
не столько остановить мгновение, сколько раскрыть его смысл, передать
настроение. Более того, если отдалиться от работ на достаточное
расстояние и слегка рассеять взгляд, то фотографии вполне можно спутать
с живописью или графикой. Например, «Метаморфозы» Александра Князева и
его взгляд на озеро Байкал сложно назвать фотографией в привычном
смысле этого слова. Макросъемка Сергея Дидоренко – настоящие портреты
беспозвоночных. По лицам, запечатленным на улицах Иркутска Игорем
Дреминым, можно прочитать нелегкую судьбу его персонажей. А натюрморты
Геннадия Иванова, выстроенные по всем законам изобразительного
искусства, покоряют своей изысканностью.
В экспозиции можно
найти все виды и жанры фотографии: пейзаж, портрет, репортаж, ню,
фотоколлаж, гламур, макросъемка, ретро, анималистика и т. д. Причем это
лучшие фотографии, сделанные авторами в разные годы жизни, как отметил
на открытии председатель ИФО Игорь Сирохин, «слепок души фотографов».
По его словам, иркутская организация считается одной из лучших и
наиболее многочисленных в России.
– Этот факт отметил в
своем приветственном адресе председатель союза фотохудожников России
Баскаков, – подчеркнул он. – И это сказано не для красного словца. Наша
организация динамично развивается, и каждый ее участник ищет свой
неповторимый язык. Например, если раньше у нас большинство авторов
снимали природу Байкала – и в Москве удивлялись: «У вас там что, все
туристы?», то сейчас на этой выставке вы видите, что фотохудожники уже
не замыкаются на пейзаже.
Интересен и тот факт,
что на выставке представлены практически все поколения фотографов
Приангарья. Среди участников мэтры этого вида искусства: Эдгар
Брюханенко, Николай Ляшенко, Валерий Орсоев, и авторы из молодежного
объединения «Смена» – спутника ИФО. Сегодня ИФО объединяет в своих
рядах фотографов Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Байкальска и
Читы. Среди них 18 членов Союза фотохудожников России и 25 членов Союза
фотографов Сибири.
![](http://ramina.ru/esmi3/img/og/vypusk___004_%28429%29_ot_19_01_2009/4-1-2-0.jpg)
– Работы иркутских
мастеров отличаются своим неповторимым стилем и почерком, – зачитал на
открытии приветственный адрес губернатора Игоря Есиповского заместитель
министра культуры и архивов Сергей Ступин. – Иркутское фотографическое
общество на самых лучших примерах воспитывает авторов, которые достойно
представляют нашу область на самых престижных выставках в России и
мире. В этом секрет творческого долголетия и успеха объединения.
Роскошным подарком
профессионалам и любителям фотографии стала презентация книги
«Иркутская земля: яркий почерк светописцев, фотообразы времени». Ее
автор – коллекционер и почетный член ИФО Рудольф Берестенев, также
представил на выставке более 20 ретро-фотоаппаратов. Том из более чем
500 страниц издан на мелованной бумаге в толстом переплете тиражом 2
тыс. экземпляров. Книга рассказывает не только о становлении иркутской
фотографии, но и вообще об истории Сибири. В издание вошло несколько
сотен старинных и современных фотоснимков. Текст же – настоящий научный
труд в плане достоверности информации и увлекательное чтение – по
подаче материала. Помимо этого, во второй части книги читатель может
познакомиться с 70 современными иркутскими фотографами, их краткой
биографией и работами. В это число вошел и фотограф газеты «Областная»
Николай Рютин.
– Идея создания этой
книги родилась давно, и многие историки нашего города годами собирали и
сохраняли для нее материал, – отметил Рудольф Берестенев. – Хочется
вспомнить их имена, это и Юлиан Андрулайтис, который ушел на фронт с
фотоаппаратом в руках, и ветеран войны Григорий Васильев, и Олег
Маркевич. А также Сергей Медведев, который знает досконально историю
фотографии и очень помог при составлении книги. Также мы благодарим за
помощь Иркутский областной краеведческий музей и Государственный архив.
Нам хотелось показать в этой книге то, чего люди никогда не видели –
как строились и разрушались храмы, как служили священники и как их
потом расстреливали. Фотографическая коллекция Сибири настолько богата,
что не показать ее – преступление.
Выставка будет работать до 30 января.
Справка газеты «Областная»
Современное
Иркутское фотографическое общество ведет свою историю от ИФО, которое
было организовано в декабре 1908 года. Его первым председателем был
известный фотограф Иннокентий Портнягин, внучка которого до сих пор
живет в Иркутске и хранит архив знаменитого деда. При ИФО были
организованы практические курсы фотографии, работала фотолаборатория,
библиотека. Образование Иркутского фотографического общества в 1908
году не было случайным. В середине XIX века иркутяне познакомились с
техникой дагерротипии. Француз Альфред Давиньон фотографировал всех
желающих, в том числе и декабристов. Среди сохранившихся дагерротипов
работы Давиньона – портреты Муханова, Панова, братьев Поджио и детей
Волконских.
Елена Орлова Фото: Николай Рютин
|